|
Город
(16+) Радость из трех с половиной миллионов ярких кусочков
Подошла к концу продолжавшаяся около года реставрация одного из главных тольяттинских памятников – стелы-панно «Радость труда», автором которой является художник-монументалист Юрий Королев. Официальное открытие должно было состояться вчера, однако по четвергам мы сдаем газету в печать, так что решили съездить и полюбоваться на обновленный объект за несколько дней до этого события, когда там еще продолжались работы по благоустройству территории.
Напомним читателям, что мозаичное панно делали в период с 1977-го по 1981 год. Сначала оно официально называлось «Стела 55-летия СССР», а неофициально – «золотой брус» из-за высокой себестоимости, поскольку смальту везли с разных уголков Советского Союза. А потом страна развалилась, воспоминания о славном прошлом стали не модными, и мозаичное панно постепенно начало осыпаться вместе с другими объектами инфраструктуры Автозаводского района, построенными в 70 и 80-е годы. Когда-то ухоженная территория вокруг «Радости труда» в новом столетии поросла бурьяном и деревьями, к процессу обветшания подключились вандалы, которые отковыривали цветные камешки для забавы или на продажу. В 2011 году стела лишилась статуса памятника, и возникла угроза сноса, поскольку территория очень востребована теми, кто строит жилые дома и коммерческие объекты. К счастью, конец у этой истории не такой печальный, каким он мог бы быть. Местные власти нашли средства (сначала говорили о 30 миллионах рублей, потом о 40, а недавно еще 3,6 добавили на благоустройство), и в прошлом году начался долгожданный процесс реконструкции. Стоит отметить, что не все горожане восприняли это положительно. Некоторые писали в соцсетях, что не нужно цепляться за советское прошлое, что картинки уже давно не актуальны, не несут художественной ценности, да и вообще, слишком много крови и слез пролилось за эти 55 лет, о которых рассказывают изображения на стеле. К счастью, в этом вопросе победил энтузиазм тех, кто хочет видеть наш город красивым и не лишенным истории. Когда мы приехали на площадку возле Итальянского сквера и дворца спорта «Волгарь» (именно там расположена «Радость труда»), работа была в самом разгаре. Правда, в основном шел процесс укладки брусчатки, а возле самой стелы с разбрызгивателем в руках стоял лишь один человек – директор центра креативных индустрий ТГУ Алексей Зуев. Поздоровавшись, он посетовал на нехватку времени, однако от беседы отказываться не стал: – Давайте, я продолжу работать, а вы спрашивайте. Хотите узнать о том, как шел процесс реставрации? – Да, конечно, но сначала расскажите о том, что вы сейчас разбрызгиваете. – Художники заклеили все промежутки. Я сегодня почистил поверхность, убрал остатки грязи и штукатурки, а сейчас гидрофобизирую. – А простым языком? – Это специальный гидрофобизатор из Италии, защищающий мозаику от проникновения влаги. То есть, если после такой обработки пойдет дождь, вода не попадет в швы и не станет портить цементный раствор. Такая защита будет действовать 4,5 года. Чуть позже Алексей взял в руки кисточку и продолжил обработку мозаики, чтобы она прослужила много лет. – Еще бы защиту от вандалов придумать, – улыбаясь, сказал я. – Это да… проблема, – согласился собеседник. – Состояние стелы до реставрации действительно было удручающим. Очень много смальты ободрали снизу – докуда руки доставали. Начав рассказывать о процессе реставрации, Алексей прежде всего обратил внимание на то, что изначально процесс был рассчитан не на один год, а на два: – Мозаика требует более тщательного подхода. Мы в 2020 году ходили договариваться с администрацией Анташева о том, чтобы начать работы в 2021-м (после оформления всех бумаг, конкурса, заключения контракта), а завершить – в 2023-м. То есть два года нам виделись комфортным сроком, но так вышло, что подготовительный процесс сильно затянулся. В итоге начали лишь в 2022-м… – Это был тяжелый год? – Очень. Сначала основные работы велись в мастерских. Были сделаны фотографии всех фасадов в хорошем разрешении. Потом их распечатали в натуральную величину и, глядя на них, наносили смальту на фасадную сетку. Для реставрации некоторых частей стелы пришлось искать в интернете старые черно-белые фотографии. Много людей нам помогали в этом процессе. Например, художник Игорь Панов, который восстановил в цифровом колорите все участки, на которых смальта отвалилась. То есть реставраторы понимали, куда какой цвет нужно положить. Алексей показал располагавшуюся по соседству старую смальту конца 70-х годов и новую. Разницы мы не заметили. – Считаю, что усилия художников можно назвать героическими, – сказал он. – Смальту откуда-то привозили? – Да. Администрация поставила перед нами задачу – найти аутентичную смальту, то есть такую же (советскую), какая использовалась в конце 70-х при создании этого памятника. Поначалу мы так и делали. Закупили необходимый для реставрации материал (2,5 тонны) в Краснодаре у наследника одного из известных мозаичистов. Потом в Тольятти нашли человека, у которого сохранилось около тонны смальты 10-15 оттенков из фонда советских художников. – Хватило? – Нет. Дальше пришлось заказывать в Москве современную смальту, но сделанную по советским технологиям. – А в чем разница? – Советские технологии передают ту фактуру, которая нужна для стелы. Сейчас ведь в основном делают смальту для всяких бассейнов, она блестящая, глянцевая… Так вот, в столице нам пошли навстречу, пожертвовав прочими заказами. Мы им цвета присылали, и они по этой палитре готовили нужные оттенки. – Я где-то читал, что стела состоит из 3 миллионов кусочков смальты. Это так? – Думаю, что даже больше. – Подсветка предусмотрена? – Да, уже столбы ставят. Понимаете, свет будет падать сбоку, поскольку у мозаики профиль разный, давать верхнюю или нижнюю подсветку нельзя, так как от каждого кусочка будет видна тень. В продолжение беседы я спросил у Алексея, согласен ли он с тем, что отреставрированный при его непосредственном участии объект уникален в масштабах всей страны. Помнится, Николай Ренц говорил, что посмотреть на стелу наверняка захотят гости из других регионов… – Это вам лучше у искусствоведов спросить, – ответил собеседник. – В стране есть мозаики, которые по размерам раз в пять больше, но в основном они расположены на торцевой стороне каких-либо зданий. Наша же стела – отдельный арт-объект. В 80-х годах «Волжский автостроитель» писал о том, что в стране другого такого нет. Вообще, уникальность каждого произведения во многом зависит от самого автора. Напомню, что Юрий Королев (умер в 1992 году, – прим. авт.), который создал «Радость труда», был лауреатом Государственной премии, директором Третьяковской галереи. Причем возглавлял он это учреждение культуры в тот момент, когда там происходила реконструкция залов. В общем, личность сама по себе уникальная, так что и его произведения, которых не так много (можно вспомнить мозаичные панно в вестибюлях московских станций метро «Свиблово» и «Улица 1905 года», – прим. авт.), тоже уникальные. Ведь никто же не подвергает сомнению ценность картин Рембрандта, потому что это Рембрандт! После разговора я несколько раз обошел вокруг стелы, стараясь не мешать рабочим и в то же время сделать фотографии. Выглядит она, конечно, впечатляюще. Монументальная живопись из 3,5 миллиона кусочков смальты рассказывает о 55-летней истории СССР. Прохаживаешься вдоль нее и будто картинки из учебника истории советских времен смотришь. На одной стороне – Великая Октябрьская революция, образование СССР, строчки из «Интернационала», ликвидация безграмотности, начало Великой Отечественной войны… На другой стороны – окончание войны, возвращение героев домой, где их ждут жены с детьми. Потом освоение космоса, призыв к советской молодежи ехать на Волгу и строить ВАЗ, процесс возведения завода и выпуск первого автомобиля. Сюжеты просты, но наполнены символизмом, главными идеями той эпохи, историческими событиями, верой в светлое будущее. С торца надпись: «В декабре 1972 года Волжскому автозаводу присвоено имя 50-летия СССР». Что тут добавить? Красиво, масштабно, а когда полностью выполнят благоустройство прилегающей территории, станет еще лучше. Судя по размещенной в соцсетях видеопрезентации, были варианты, предусматривающие создание навеса, смотровой площадки, а по одной из задумок всю стелу предлагалось поместить в отдельный павильон, создав таким образом выставочное пространство. В итоге всё будет скромнее, но тоже красиво, с большим количеством мест, где можно присесть прямо возле стелы. Ну, а пока просто стоит поздравить горожан с появлением на карте еще одной достопримечательности и выразить надежду, что отношение к ней на этот раз будет бережным. Илья ПРОСЕКИН Просмотров : 1465
|
Погода в Тольятти
вечер 13...15, ветер 1 м/с ночь 9...11, ветер 2 м/с утро 16...18, ветер 2 м/с день 21...23, ветер 3 м/с |